На «Есенин. Поэт и женщины» я пыталась добраться с весны, да все не складывалось. Вчера наконец попала на спектакль, и могу честно сказать, что долгое ожидание абсолютно оправдалось
Я очень люблю камерные постановки и понимаю, почему: они честные. Тут нельзя спрятаться за декорациями, гримом, яркими костюмами. Но если актеры хороши, то и для зрителя такие спектакли гораздо эмоциональнее, нельзя не сочувствовать персонажам, которые проживают перед тобой целую жизнь и открывают душу.
Спектакль — история Есенина и тех женщин, которые ему встречались на жизненном пути. Любовницы, музы, жены, коллеги по перу. Все эти образы создала одна-единственная актриса, Анастасия Данилова, и сделала это восхитительно. Под образами я имею в виду не только костюмы, в ней изменялось все: мимика, голос, походка. Мало у кого из актеров я видела такое умение перевоплощаться, уходить за кулисы взрослой женщиной и возвращаться через минуту влюбленной-восхищенной девочкой. Сам Есенин, исполненный Владимиром Королевым, тоже до мелочей продуманная актерская работа. Спектакль — 12-13 лет из жизни поэта. С того момента, как он деревенским пареньком приезжает в Москву, и до последних его дней. Тут образ меняется не щелчком, а постепенно, и за этим преображением очень интересно следить. Есенин показан далеко не идеальным человеком, с пьяными дебошами, драками, хвастовством и пренебрежением к тем, кто был к нему привязан, но несмотря на это, были и моменты, когда его становилось искренне жаль.
Визуальное оформление спектакля — отдельная песня. С любовью подобранные костюмы той эпохи — обработать чуток какое-нибудь фото, и вот вам кадр из 1920-х. Постановка сцен, свет и режиссерские решения: «танго» с Айседорой, которым я залюбовалась; Бениславская, в момент выступления Есенина сидящая рядом с настоящими зрителями; резкий красный свет, как от пожара, в котором застывают Есенин и Кашина, пока звучат слова о революции... И музыка, разделяющая фрагменты, романсы и песни, настроение которых каждый раз созвучно с тем, что ты чувствуешь от игры актеров.
В спектакле много есенинских стихов (как хорошо Королев их читает) и фрагментов из дневников и писем. Мне очень понравилось, как они были вплетены в историю и оживали, переставали быть абстрактными. «Черный человек» — прекрасная жуть, без которой, конечно, нельзя было обойтись. Сводящий с ума разговор с самим собой, со своим же искаженным голосом, который не заставишь умолкнуть, от которого не спрячешься. Сильная и страшная сцена.
Кетриккен